Программа развития

 

 

Программа развития

Концепция желаемого будущего состояния лицея

1. Обновленная миссия лицея

Муниципальное общеобразовательное учреждение Угличский физико-математический лицей дает углубленную подготовку по математике, физике, информатике и предоставляет максимальный спектр возможностей наибольшему числу учащихся, ориентированных на высокий результат обучения и воспитания. Создает условия для развития навыков научно-исследовательской и проектной деятельности, обеспечивает успешную социализацию и сохранение здоровья.

Основным условием успешного развития лицея является сочетание высокого педагогического профессионализма учителя и внутренней образовательной мотивации школьников.

 

2. Образ будущих выпускников лицея

Учащиеся лицея, получившие основное общее образование должны:

– освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана;

– изучить на углубленном уровне сложности алгебру;

– изучить на повышенном уровне сложности физику, информатику, геометрию;

– приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, овладеть средствами коммуникации;

– овладеть основами компьютерной грамотности;

– овладеть системой общеучебных умений (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного);

– знать свои гражданские права и уметь их реализовывать, уважать свое и чужое достоинство, собственный труд и труд других людей.

Выпускник лицея, получивший среднее (полное) общее образование – это человек, который:

– освоил все общеобразовательные программы по предметам школьного учебного плана;

– изучил на углубленном уровне сложности учебные программы по алгебре и математическому анализу, геометрии, физике, информатике;

– освоил содержание физико-математического профиля обучения на уровне достаточном для успешного обучения в учреждениях высшего профессионального образования;

– овладел основами компьютерной грамотности, программирования, получил начальные навыки технического обслуживания вычислительной техники;

– знает свои гражданские права и умеет их реализовать, уважает свое и чужое достоинство, собственный труд и труд других людей;

– готов к формам и методам обучения, применяемым в учреждениях высшего профессионального образования;

– умеет осмысленно и ответственно осуществлять выбор собственных действий, контролировать и анализировать их, обладает чувством социальной ответственности;

– способен к жизненному самоопределению и самореализации, может быстро адаптироваться к различного рода изменениям;

– ведет здоровый образ жизни.

 

3. Обновленные ценности педагогического коллектива (кредо)

Учитель должен быть:

– талантлив, обладать высоким профессионализмом. Все это в сочетании с одаренностью учеников должно дать высокие результаты работы лицея.

– использование современных методов преподавания, облегчающих общение с учащимися;

– своевременное и адресное распространение учебных материалов;

– использование информационных технологий для проверки работ и выставления оценок;

– реализация дифференцированного подхода к обучению различных категорий учащихся;

– получение доступа к специализированным учебным материалам;

– использование материалов в различных форматах (Power Point, Word, Excel, веб - страницы);

– использование электронных учебных материалов и проверочных заданий к ним;

– автоматическое введение статистических данных учителей и классов, учебных материалов и отчетов об успеваемости;

– реализация учебных программ средствами дистанционного образования;

– создание новой практики обучения и внеучебных форм образования.

Свою задачу в современном обществе учитель видит не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы учить «умению учиться». Функция учителя – содействие дарованиям, самостоятельности и инициативе лицеистов. При этом учащиеся самостоятельно приобретают также знания и развивают те способности, которые важны для них. Учитель из руководителя должен перейти в разряд советчика, равного ученику в личностном аспекте, но более опытного и знающего.

Учитель  умеет вести индивидуальную работу, находит подход к каждому, насыщая общение с детьми интересной интеллектуальной деятельностью, исследовательской практикой.

Учитель должен быть всегда доступен детям. Даже занимаясь решением вопросов дисциплины, ему необходимо всячески показывать им, что они хорошие, что он их любит, хотя порой они ведут себя неправильно.

Особое  значение,  имеет имидж учителя: его внешность, речь, поведение.

Высокий уровень результатов знаний по предметам, может быть достигнут, лишь при высокой квалификации учителей в части дидактической дифференциации и уметь создавать в классах атмосферу коллективизма, взаимопомощи учащихся.

Для работы с одаренными детьми учителю должна быть присуща широта образования, интересов, глубокое мышление. Активно воздействовать не только на умственное, но и личностное развитие одаренных детей может только педагог, сам являющийся личностью.

 

4. Общие подходы к организации образовательного процесса

Формы обучения

Дифференциация обучения

1. Очная.

2. Индивидуальная.

3. Экстернат.

1. Базовые программы.

2. Расширенные программы.

3. Углубленные программы.

Обучение в лицее организовано на II и III ступенях среднего полного общего образования и делится на 3 этапа:

5-7 класс - подготовительный.

8-9 класс – первый этап углубленного изучения математики, физики, информатики.

10-11 класс – второй этап углубленного изучения математики, физики, информатики, этап допрофессиональной подготовки.

В учебном плане лицея выделено дополнительное количество часов за счет школьного компонента на изучение математики, физики, информатики. По указанным предметам используются программы углубленного изучения в 8-11 классах. В 5-7 классах на математику также выделены дополнительные часы с целью развития способностей учащихся и подготовке их к углубленному изучению.

Учитывая, что система обучения в лицее является личностно-ориентированной, учащимся предлагаются, также Программы развития творческих способностей  для удовлетворения их личных потребностей в получении образования по отдельным областям знаний в соответствии с уровнем их подготовки.

 

5. Подготовительный этап лицея

На подготовительном этапе обучаются учащиеся 5-7 классов. Главная цель подготовительного этапа лицея:

Подготовка учащихся 5-7 классов к обучению в среднем и старшем звене в предпрофильных и профильных классах, то есть достижение каждым обучающимся комплексной личностно-образовательной компетенции «лицеист», состоящей из таких компонентов,  как: нравственно-этический, мотивационный (склонности и интересы), энергетический (способности и здоровье), деятельностный и когнитивный (ЗУНы), волевой и эмоциональный.

Главная цель определяет задачи обучения, воспитания и развития учащихся на подготовительном этапе.

1.Обучающие задачи:

– формирование прочных навыков учебной деятельности: учебно-организационных, учебно-информационных и учебно-коммуникационных;

– успешное усвоение базового компонента образования на повышенном уровне и достижение высокого качества освоения знаний, умений и навыков учащихся;

– развитие познавательных способностей детей для продолжения образования; развитие их познавательной активности, владение приемами самоконтроля и самопроверки;

– овладение учащимися устойчивой речевой и математической грамотностью;

– воспитание культуры речи и общения.

2.Задачи воспитания учащихся:

– формирование базовых навыков поведения ученика-лицеиста; воспитание учащихся в духе демократии, свободы, личного достоинства и высокой требовательности к себе; развитие творческих способностей учащихся; формирование активной жизненной позиции; привитие навыков коллективизма; предоставление возможности в деятельности различных общественных объединений;

– воспитание в каждом ученике желания стать лидером на основе достижения высшего уровня в жизненной цепи: знание, умение, мастерство, творчество;

– обеспечение сочетания практических знаний и умений с эстетическим воспитанием, гарантирующим навыки поведения в различных ситуациях с умением понимать и ценить искусство: живопись, музыку, поэзию;

– совершенствование системы дополнительного образования, содержание которого обеспечивает реализацию познавательных интересов в соответствии с увлечениями учащихся.

3.Задачи развития личности:

– диагностика способностей учащихся и формирование устойчивой мотивации к обучению;

– проведение мониторинга достижений учащихся, позволяющего проследить результаты обучения в соответствии с зоной ближайшего развития ученика;

– обеспечение учебного процесса и внеурочной деятельности учащихся;

– реализация принципа участия семей в процессе развития .ребенка.

Итоговый результат образования на подготовительном этапе:  достижение каждым обучающимся комплексной личностно-образовательной  компетентности «ученик лицея», «лицеист», включающей в себя мотивационный (склонности и интересы), энергетический (способности и здоровье), деятельностный и когнитивный (ЗУНы), волевой и эмоциональный и, прежде всего, нравственно-этический компоненты.

 

6. Основной этап лицея

Физико-математический профиль существует с 1995 года, делая лицей в ее старшем звене математическим, в каком качестве он и был известен в Ярославской области. По сей день этот профиль остается востребованным, авторитетным, как для учащихся, так и для родителей, соединяя высокую результативность, опору на традиции школы и следование современным требованиям.

В качестве основных целей основного этапа лицея можно выделить: формирование умений работать с абстрактным содержанием; формирование рефлексии; формирование волевых навыков; социализация учащихся.

1.Формирование умений работы с абстрактным содержанием. Под этим подразумевается адекватное осознание связей абстрактного и конкретного, потребности и умения на основе этого как интерпретировать предлагаемое содержание, так и создавать новое, т.е. заниматься творчеством. Основной критерий сформированности здесь (самый традиционный) – успешность учащихся в учебном процессе (причем имеются в виду, как урок, так и внеурочные мероприятия по профильным предметам – олимпиады, математические бои, математические и физические турниры и т.д.).

2. Формирование рефлексии. Речь идет об умении переносить умение работы с абстрактным содержанием на собственную деятельность. Критерий здесь – способность проектировать и анализировать свое поведение, причем в широком смысле, как в рамках лицея, так и вне его.

3.Формирование волевых навыков, понимаемое вполне традиционно как умение ученика «себя заставить» - необходимое условие элементарной работоспособности. Наличие и степень выраженности у учащихся этого качества и выступает в качестве критерия.

4. Социализация учащихся в соответствии с уровнем подготовки и «социальным заказом». Речь идет о том, что ученик должен быть готов к поступлению в вузы математического и физико-математического профиля, и в том числе самого высокого уровня, а также учебе в них. Критерий – это статистика поступлений, анализируемая с учетом уровня сложности вступительных экзаменов и ранга вуза.

Структура первого этапа углубленного изучения лицея строится следующим образом: 8-й и 9-й классы, являясь предпрофильными, уже содержат углубление по алгебре, геометрии, физике и информатике. Которые будут являться основными для 10-11 классов. На их изучение увеличено количество часов, что является необходимым условием более глубокого освоения материала. Большая роль отводится внеурочным занятиям по этим предметам и в первую очередь по математике. Школьники начинают принимать участие в математических боях как внутри лицея, как и с другими школами Ярославской области. С 8-го класса учащиеся лицея начинают участвовать в работе зимнего математического лагеря, продолжают проводиться только на более высоком уровне – математические кружки. В 9 классе учащимся предается писать исследовательские работы по самым различным темам, в том числе по математике и естественным наукам.

10–11-й классы являются собственно углубленными. В изучении математики наступает принципиально иной этап. В соответствии с программой для физико-математических классов учащиеся начинают полноценное изучение математического анализа, параллельно с чем продолжается углубленное освоение элементарной математики. Данный подход позволяет не только оптимально реализовать упомянутые цели и задачи, но и, более того, воспитать определенную математическую культуру, наличие которой, несомненно, необходимо любому занимающемуся математикой профессионально или даже соприкасающемуся с ней.

Еще более расширяются внеурочные мероприятия. Продолжается участие в математических боях и профильных олимпиадах, играет большую роль зимний математический лагерь, где также организуются лекции, которые читают математики, физики и программисты, занимающиеся наукой профессионально. Что позволяет ученикам получать представление не только о «взрослой» математике и «взрослой» физике», но и о деятельности ученого.

По мере изучения физики расширяются и усложняются внеурочные мероприятия по этому предмету. Начинает работу физический кружок, нацеленный на освоение олимпиадных задач; ученики начинают принимать участие в физических боях с другими школами области. Курс информатики заменен курсом программирования, предполагающим освоение профессии программист. Подготовка учащихся заканчивается получением после экзамена в 11 –м классе квалификационного свидетельства «Оператор ЭВМ».

 

7. Намечаются следующие направления развития

1. Создание единой информационной среды, внедрение ИКТ в общеобразовательный процесс.

2. Существенное расширение проектно-исследовательской деятельности учащихся, в рамках которой возможна наиболее эффективная реализация дифференцированного, а также индивидуального подхода и которая играет огромную роль в формировании мотивации учащихся.

3. Дальнейшая работа по отбору содержания и методов, имеющая целью исключение перегрузок учащихся, так как качество достигается исключительно «интенсивным», а не «экстенсивным» путем – это касается всех без исключения предметов.

4. Расширение и усовершенствование внеурочных мероприятий по физике и программированию (включая Интернет - конкурсы) с целью достижения большей эффективности изучения этих предметов.

 

8. Организация образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий

Организация образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий, представляет собой структурную взаимосвязь целевого, содержательного, технологического и результативного компонентов, а именно: обоснованные цели обучения; содержание обучающих программ (информационно-образовательный,  деятельностный и оценочно-результативный модули); условия достижения целей; учебную деятельность учителя и обучающихся и результаты обучения.

Цели организации учебного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий:

– развитие в процессе обучения способностей учеников к продуктивной самостоятельной творческой деятельности в современной информационно насыщенной среде;

– формирование компонентов информационной культуры, а именно: развитие способностей отбирать нужную информацию, знакомство с новыми способами технической обработки информации, формирование практических умений по компьютерной обработке информации и др.

Применение современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе имеет свои дидактические функции:

– обучающая функция в рамках классно-урочной системы в различных социальных и культурных условиях, а также в самостоятельной, индивидуальной и учебно-исследовательской деятельности;

– функция, развивающая мотивацию, интересы, мышление, навыки учебно-познавательной деятельности;

– организационная функция, обеспечивающая обратную связь учащихся с преподавателем, индивидуальную траекторию обучения и на уроке, и во внеурочной деятельности по выбранной тематике и по затраченному времени;

– контрольная и регулирующая функция (функция самоконтроля обучающихся и функция учительского контроля, мониторинг учебной деятельности за промежуток времени).

Обучение с использованием ИКТ осуществляется на основе системы принципов, отражающих основные требования к организации образовательного процесса:

– принцип систематичности обеспечивается использованием ИКТ на всех этапах обучения;

– принцип активности и самостоятельности учащихся предполагает значительную активность школьников на уроках с использованием ИКТ, умение ориентироваться в потоке информации, самостоятельное мышление;

– принцип дифференцированного подхода к учащимся ориентирован на возрастные особенности, уровень знаний, интересов, степень их подготовленности к восприятию. Он определяет методику работы с разными возрастными категориями обучающихся;

– принцип распределенности образовательных ресурсов проявляется в формах представления учебной информации и способах ее доставки (по сети или на локальных носителях), что дает возможность выбора наиболее удобного и привычного для изучения варианта, удобного темпа изучения материала и построения индивидуальной образовательной траектории;

– принцип авторского участия в учебном процессе;

– принцип интерактивности обеспечивается взаимодействием на основе сотрудничества участников образовательного процесса;

– принцип мультимедийного представления учебной информации;

Важная составляющая – содержание образования. Содержание образования: педагогически обоснованная, логически упорядоченная научная информация о подлежащем изучению материале. Оно определяет своеобразие обучающей деятельности преподавателя и познавательной деятельности школьников. Содержание образования является ядром, вокруг которого "нарастают" методы его освоения, формы организации учебной деятельности и весь процесс обучения, воспитания и развития школьников. Включая в образовательный процесс методы, формы, содержания образования, средства обучения, учитель способствует изменению его воздействия на учащихся, облегчает формирование прямой и обратной связи между учителем и учащимися.

Структурный анализ учебного материала позволяет выделить наиболее существенные (опорные) элементы темы, выявить системообразующие связи, определяющие эффективность функционирования дидактической системы в целом. Необходимо учитывать и то влияние, которое та или иная структура учебного материала оказывает на мотивацию обучения, на формирование интереса к учению и научного стиля мышления. Анализируя содержание обучения, по данной дисциплине необходимо выделить элементы структуры (разделы, темы, понятия), по которым обучение следует вести на уровне знаний, умений, навыков, творческого подхода к практическому применению.

Применение современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе значительно расширяет учебно-информационное пространство изучаемого предмета; совершенствует навыки информационной культуры; позволяет активно пользоваться ресурсами Internet в процессе подготовки к занятиям.

Урок остается основной формой организации усвоения содержания, однако, с учетом специфики ИКТ меняется его назначение. Образование ориентировано на удовлетворение познавательных потребностей школьников, обеспечивая максимальную свободу исходного выбора и последующую мобильность личности, такое образование должно предоставлять каждому свою возможную траекторию движения.

Форма обучения - организационная сторона обучения, предусматривающая состав и группировку школьников, структуру занятий, место и продолжительность его проведения, роль и специфику деятельности обучаемых. К традиционным формам обучения относятся: лекция, практическое занятие, групповое упражнение, семинар, контрольная работа и т.п. При ИТО формы проведения занятия могут оставаться прежними, но при этом в корне меняются приемы и содержание их проведения, что в первую очередь зависит от выбранного метода обучения и применяемых компьютерных или других информационных средств. В этом случае они становятся более многогранными и ориентируются,  прежде всего,  на активизацию познавательной деятельности обучаемых. Им становятся присущи такие свойства,  как проблемность, наглядность, эмоциональность, высокая активность, наличие игровой ситуации. Используются следующие разновидности проведения занятий: проблемная лекция, лекция-консультация с использованием динамических и статических компьютерных слайдов, семинар-диспут, семинар -  компьютерный практикум, деловая игра с моделированием на компьютере нештатных ситуаций, самостоятельное программирование с использованием инструментальных компьютерных оболочек, телеконференция и другие.

Моделирование представляет собой процесс формирования заданной модели учащегося через создание открытого образовательного пространства с разными видами деятельности (учебной, проектной, исследовательской).

Выбор методов обучения, форм работы на уроке определяется целями и задачами урока, учетом способностей, навыков и умений школьников, большая роль отводится их активности и самостоятельности.

Среди известных в дидактике методов обучения особое место занимают продуктивные методы: дискуссионные группы, форум проектных групп и т.д. Эти методы могут эффективно применяться для распределенных во времени и пространстве групп обучающихся (в так называемых виртуальных классах). Основой этих методов является телекоммуникационные сети и информационные технологии сетевого обучения. В таблице 1 представлено, как трансформируются, дополняются методы обучения за счет использования компьютерной техники и программных мультимедийных средств.

Урок представляется как целенаправленное сочетание ситуаций, охватывающих учеников, учителей, содержание обучения, оснащение и своеобразную организацию. Такие уроки должны конструироваться самими учителями для отдельного предмета, для конкретного состава учеников, с учетом общих и особых условий, в которых будет происходить процесс об учения

Создание открытого, информационного, образовательного, деятельностного и коммуникативного пространства, стимулирует у учащихся потребность и способность самостоятельного овладения знаниями с использованием ИКТ, пробуждает интерес школьников к предмету и интерес к учению в целом.

 

9. Особенности использования компьютерной техники и программных мультимедийных средств

Традиционные методы обучения

Традиционные средства и их дидактические возможности

Совершенствование за счет применения программных и технических средств ИТ

Словесные: рассказ, беседа, объяснение, инструктаж

Устное слово, печатное слово (учебники и учебные пособия, книги) Ведущее средство - живое слово, которое легко сочетается с другими средствами обучения. Позволяет в сжатые сроки обогатить память учащихся обобщенными научными знаниями.

Подача текстовой информации с экрана, сообщение знаний (текст читает диктор программы). Возможность многократно повторить точно такое же содержание. Гиперссылки позволяют найти быстро нужную информацию.

Наглядные: демонстрация, макета, демонстрация трудового приема или операции, экранная демонстрация

Натуральные объекты, модели, макеты, коллекции, таблицы, плакаты, схемы, иллюстрации, видеофильмы. Статичная демонстрация с экрана. Наблюдение за неподвижными объектами.

Мультимедийный показ приемов и операций; виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости; визуализация процессов, невозможных для рассмотрения в реальных условиях Лучше усваивается учебная информация, так как привлекаются все органы чувств

Практические: упражнение, практические и лабораторные работы

Учебные задания для практической работы Учебная практика при выполнении упражнений, практических и лабораторных работ

Виртуальное практическое действие, плоскостное и пространственное моделирование объектов, автоматизация отдельных операций. Происходит логическая обработка практического материала, уменьшается количество организационных моментов

Методы контроля: устный и письменный опрос, контрольная работа, самоконтроль и самооценка

Тестовое или контрольное задание, вопросы и проблемные ситуации Проверка хода и результатов усвоения школьниками теоретического и практического учебного материала

Машинный инструктаж и контроль. Быстрая и объективная оценка результатов. Оперативная самооценка и коррекция результатов

  

10. Основные сферы изменения и ожидаемые результаты

 

Сферы стратегических изменений

Ожидаемые результаты

Учение и обучение

1. Внесение ИКТ в учебный план лицея (организация общешкольной проектной деятельности)

2. Повышение эффективности урока за счет усиления информационно-коммуникативного компонента.

3. Смыкание урочной и внеурочной работы учащихся в единую систему, стержнем которой является проектная работа, информационно-коммуникативная направленность образования.

4. Освоение новых областей знаний и приобретение новых навыков для успешной сдачи ЕГЭ.

5. Дистанционная совместная работа с другими учащимися через Интернет.

1. Создан общешкольный банк проектов, используемых в ходе урочной и внеурочной деятельности.

2. Рост компьютерной грамотности учащихся, обеспечивающий повышение качества образования.

3. Сформирована потребность у лицеистов в самообразовании, созданы условия для отработки специальных умений и навыков, воспитана самостоятельность и ответственность за свой выбор.

4. Снизилась учебная нагрузка учащихся, проявляющих интерес и способности к изучению отдельных предметов, увеличилось количество «успешных» учеников.

5. Повышение качества преподавания и знаний учащихся, способствующее успешной сдаче ЕГЭ.

6. Обеспечение равных образовательных возможностей для всех учащихся.

Учебно-материальная база

1. Обеспечение лицея средствами информатизации.

2. Оборудование АРМ учителя (компьютер, проектор, экран, принтер) во всех кабинетах.

3. Оборудовать кабинет информатики № 2

4. Создание локальной сети с выходом в Internet в 80% кабинетов.

1. Оборудованы в соответствии с требованиями все учебные кабинеты.

2. Создана локальная вычислительная сеть с выходом в Internet в 80% учебных  кабинетов.

3. Медиатека оснащена ЦОРами.

4. Оборудован новый кабинет информатики.

5. Создан информационный центр.

Профессионализм кадров

1. Повышение квалификации и профессиональная подготовка педагогических кадров в области новых информационных

2. Повышение мотивации учителя к постоянному профессиональному росту и использованию информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе.

3. Создание новой практики обучения и внеучебных форм образования.

4. Развитие ИКТ компетентности участников образовательного процесса. Формирование умений работать в локальной сети.

5. Разработка и адаптация методик использования ИКТ в учебном процессе.

1. 100% педагогов лицея овладели компьютерной грамотностью, проводят уроки с использованием ИКТ.

2. Учителя владеют новыми способами организации учебной деятельности, умеют коллективно работать над проектами.

3. Педагоги участвуют в региональных и всероссийских конкурсах проектов на основе применения информационных технологий.

Партнерство
и внешние связи

1. Активизация сотрудничества с центром телекоммуникационных технологий через увеличение количества лицеистов, участвующих в дистанционных проектах и олимпиадах.

2. Расширение сотрудничества с высшими учебными заведениями.

1. Лицей активно использует ресурсы других учреждений для удовлетворения потребностей учащихся.

2. Увеличены интеллектуальные и материальные инвестиции в образовательный процесс лицея со стороны социума.

Школьный менеджмент

1. Разработка новых форматов статистики, помогающей в принятии решений и управлении процессом обучения.

2. Создание информационной системы  управления лицеем.

3. Централизованное распространение методических рекомендаций, учебных материалов и тестов участникам образовательного процесса.

4. Создание систематизированного каталога учебно-методического комплекса лицея в электронном виде учителями предметниками.

5. Обобщение и систематизация накопленного опыта по использованию ИКТ в образовательном процессе.

1. Установлена платформа IC: Хронограф. Школа 2.5 ПРОФ (из пакета СБППО) .

2. Заполнены шаблоны по материальным ресурсам лицея;

3. Работа с БД «Хронограф»: приказы, отчеты, запросы;

4. Ввод периодизированной информации в БД всеми участниками образовательного процесса.

5. Созданы электронные паспорта учебных кабинетов;

 

1   2   3   4

Дата последнего обновления страницы 25.12.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»